МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №54 имени Н.А.Бредихина"
Курск
  • Центр профориентационной работы "Траектория ПРОфи"

    Если профессия становится образом жизни,

    то ремесло превращается в искусство.

    И.Шевелёв

     

        Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной. работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объѐма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

           Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии должна являться обязательной частью гармоничного развития каждой личности и неотрывно рассматриваться в связке с физическим, эмоциональным, интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е. быть интегрирована в весь учебно-воспитательный процесс, а следовательно профориентационная работа в школах является одним из важнейших компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

            Эта идея и дала старт проекту "Центр профориентационной работы "Треаектория "ПРОфи" 01 сентября 2022 года.

    Цель профориентационного центра в школе:

    - оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

    - выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

    Задачи профориентационной работы:

    - получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;

    - выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

    Основные направления профессиональной ориентации учащихся:

    - Профессиональной просвещение;

    - Профессиональная диагностика;

    - Профессиональная консультация и др.

    Этапы профориентации в школе

       Начальная школа, 1-4 классы

       На этом этапе продолжается начатое в детском саду знакомство с профессиями через профориентационные уроки с приглашёнными специалистами, экскурсии, тематические внеклассные занятия, утренники и т.д. У школьников начальных классов происходит формирование ценностного отношения к труду, путём непосредственного включения в различные виды учебно-познавательной деятельности (игровую, трудовую, социальную, исследовательскую) развиваются интересы и потребность учиться.

       Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.

    Профпроба для детей начальной школы "Введение в работотехнику", в рамках Ежегодного школьного фестиваля

    "Профессиональные старты"

       Средняя школа, 5-7 классы

       С переходом ребят в среднюю школу профориентация продолжается разнообразными играми: деловые, профориентационные, психологические. Этим достигается расширение знаний о мире профессий и предоставляется возможность сделать первые шаги в сторону выбора интересной для себя профессии. Школьники начинают осознавать свои интересы и возможности, приобретают базовые представления о направлениях возможных специальностей, знакомятся с требованиями, которые предъявляют различные профессии.

    Профпроба для детей "Введение в театральную деятельность", в рамках Ежегодного школьного фестиваля

    "Профессиональные старты"

       Средняя школа, 8-9 классы

       С приближением первого выпускного класса и первых серьёзных государственных экзаменов профориентационная работа от игр и экскурсий переходит к целенаправленному содействию учащимися дальнейшего профиля обучения, который сузит круг возможного выбора профессий и облегчит дальнейший учебный и трудовой путь.

       В 8-9 классах начинается активная диагностическая работа школьного психолога, проводятся уроки осознанного выбора профессии. Школьники изучают более серьёзные специальности, предъявляющие повышенные требования к сотрудникам (МЧС, образование, медицина и т.д.). Факультативные занятия и углублённые кружки по интересам начинают играть ещё большую роль в осознании собственных ценностей и интересов и осознанного выбора профессии.

       Школьным психологом, совместно с учителями, проводятся индивидуальные и групповые консультирования по вопросам выбора той или иной профессии, адекватного соотношения интересов, способностей, здоровья ребёнка и требований профессии.

    Профпроба для старшеклассников "Работа с деревянными заготовками", в рамках Ежегодного школьного фестиваля

    "Профессиональные старты"

       Старшеклассники, 10-11 классы

       Это наиболее ответственный этап школьной профориентации, успешность которого во многом зависит от качественной работы в начальной и средней школе. Школьным психологом ещё больше расширяется консультационная деятельность для учащихся и их родителей. В школе проводятся презентации ведущих ВУЗов города, организуются экскурсии на дни открытых дверей.

       Большое внимание уделяется саморазвитию и самоподготовке старшеклассников, обсуждение и возможные корректировки дальнейших профессиональных планов, окончательно формируются предпочтения к выбранным профессиям, производится оценка готовности к ним.

    Старшеклассники на экскурсии в ГБПОУ "Московский государственный образовательный комплекс" города Москвы 

    Формы профориентационной работы в школе

    Работа с учениками

    • Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.
    • Экскурсии на предприятия.
    • Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.
    • Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.
    • Анкетирование учащихся.
    • Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).

    Работа с родителями

    • Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.
    • Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.
    • Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
    • Анкетирование родителей.
    • Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.
    • Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.

    Организационно-методическая деятельность

    • Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.
    • Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.

    Оценка эффективности профориентационной работы в школе

    Этапы профориентации в школе

    Для проведения качественной оценки профориентационной работы в школ можно выделить 5 результативных критериев и 2 процессуальных.

       К результативным критериям относятся:

    Достаточность информации о выбранной профессии и методах её получения.

       Школьник может сделать осознанный выбор профессии, только зная о её месте на рынке, условиях труда, предъявляемых требованиях к знаниям и физическим характеристикам. При наличии достаточного количества полученной информации ученик ясно представляет себя в выбранной профессии и необходимые шаги для её получения.

    Потребность осознанного выбора будущей профессии

       Если ученик проявляет активность в поиске информации о тех или иных специальностях без давления извне, самостоятельно пробует себя в интересующих направлениях возможной деятельности или составил план дальнейших действий, то критерий потребности обоснованного выбора профессии можно считать полностью удовлетворённым, а стоящую перед школами задачу выполненной.

    Осознание школьником общественной значимости труда

       В процессе школьной профориентационной работы учащимся школ должно прививаться отношение к труду как к жизненной ценности. У школьников 8-9 классов подобное отношение находится в прямой взаимосвязи с потребностью осознанного выбора профессии, что прямо влияет на качество их дальнейшей жизни.

    Осознание школьников своих возможностей и интересов

       Под руководством школьных, опытных специалистов ученик со временем осознаёт свои желания, ценности, физические и моральные возможности и основываясь на них совершает выбор дальнейшего карьерного пути. Большая роль здесь отводится школьным психологам и педагогам для максимально корректного определения характеристик ребёнка.

    Наличие плана дальнейших шагов к получению профессии

       Школьник должен сделать осознанный выбор профессии, базируясь на всём многообразии полученной информации о рынке труда с учётом собственного мнения и возможностей. После совершённого выбора старшеклассник также должен хорошо представлять себе все дальнейшие шаги, которые в результате и приведут его к искомой профессии. Наличие такого плана свидетельствует об успехе проведённой школьной профориентационной работы.

    Цели и задачи профориентации в школе

       Двумя процессуальными критериями результативности школьной профориентационной деятельности можно назвать:

    Индивидуальный характер профориентации

       Любые предпринимаемые действия должны учитывать индивидуальные интересы, способности и возможности каждого ученика.

    Направленность профориентации на всестороннее развитие личности

       Школьникам должна предоставляться возможность самостоятельного выбора профессии, пробовать свои силы в разнообразных направлениях и специальностях, планировать будущие шаги для получения искомой специальности, а педагоги и родители могут лишь активно способствовать и помогать, не делая выбора за ребёнка.

    В Курском монтажном техникуме более 40 школьников начали осваивать первую профессию!

    В Курском монтажном техникуме в рамках федерального проекта «Профессионалитет» начали обучаться первой профессии новые группы старшеклассников.

    Осенью 2022 года стартовала подготовка по направлению «Облицовщик-плиточник», на занятия записались более 40 учеников из курской школы №54.

    В течение двух месяцев школьникам предстоит более 140 часов теории и практики под руководством мастеров производственного обучения на базе созданного в техникуме образовательно-производственного кластера.

    Первая группа старшеклассников прошла подготовку по специальности «Маляр строительный» в мае 2022 года. В конце учебного года выпускники получают свидетельства о профессии вместе с аттестатами.

    Квалификационный экзамен по направлению «Облицовщик-плиточник»

    Статус федеральной инновационной площадки - наш!

    20 марта Институт изучения детства, семьи и воспитания подвел итоги конкурса на присвоение статуса федеральных инновационных площадок по внедрению новейших научных разработок в сфере воспитания и образования.

    Всего было подано около 1500 заявок из 85 регионов России и Республики Таджикистан.
    Конкурс проходил по восьми тематическим направлениям.

    Школа №54 имени Героя Советского Союза Николая Алексеевича Бредихина победила в направлении «Инновационные подходы к организации и содержанию трудового воспитания в образовательной организации».

    С каждой инновационной площадкой будет заключено соглашение о сотрудничестве сроком до 30 декабря 2024 года, а также разработан план работы на год.

    Инновационные площадки примут участие в апробации, разработке и внедрении методических материалов, концепций, моделей и технологий воспитательного процесса, презентации совместных продуктов: научно-практическая конференция, форум для заместителей директоров по воспитательной работе, курсы повышения квалификации.

    Что такое «Билет в будущее» ?

    • Проект по профориентации школьников «Билет в будущее» помогает подросткам решить сложную задачу выбора карьеры. Он объединяет наставников, психологов и экспертов, которые готовы помочь каждому выбрать свою специальность.
    • К проекту по профориентации школьников также привлекаются родители и педагоги обучающегося, сопровождающие его на этом важном жизненном этапе.

    В 2022 - 2023 учебного году наша школа принимала активное участие в данном проекте. От повара до машиниста - со всеми этими профессиями дети познакомились, пройдя профессиональные пробы.

    О деятельности нашего профориентационного центра в СМИ

    АКТИВИСТЫ ЦЕНТРА

    Чемпионат "Профессионал".
    Чемпионат "Профессионал"
    Подготовка Год педагога и наставника
    С 17 апреля по 24 апреля 2023 года проводится Региональный этап Чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» 2023 в Курской области. На базе Центра компетенций Курского педагогического колледжа проводится чемпионат по компетенции Преподавание в младших классах ЮНИОРЫ.
    Абилимпикс.
    Абилимпикс
    ОВЗ Конкурсы и соревнования
    В Курске прошёл региональный чемпионата «Абилимпикс» президентской платформы «Россия – страна возможностей» для участников Курской области.
    Лидер 21 века.
    Лидер 21 века
    Конкурсы и соревнования
    12 мая в Голубом зале Дворца пионеров и школьников состоялось награждение финалистов городского конкурса лидеров детских общественных объединений «Лидер 21 века».
    Конкурс вожатых «Лучший педагогический отряд»..
    Конкурс вожатых «Лучший педагогический отряд».
    Дополнительное образование детей
    В Курском педагогическом колледже состоялся смотр-конкурс вожатых «Лучший педагогический отряд». В 2022-2023 году 10 -е классы стали слушателями дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Вожатый». Это был первый конкурсный дебют!

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie